Шейх Мухаммад ибн Аляви аль-Малики о свой любви к улемам Деобанда
Часть первая
«Обоснование необходимости этой статьи»
«Обоснование необходимости этой статьи»
Уважаемые читатели, мы много раз заявляли, что одним из главных хранителей Ислама, который питает большую любовь и уважение к улемам Деобанда и в настоящее время проживает и обучает людей в благословенной Мекке, является шейх Мухаммад Аляви аль-Макки, учёный муж маликитского мазхаба.
Он написал несколько трактатов на арабском языке, но, быть может, его самая знаменитая книга послужила причиной того, что слава о его имени распространилась по всем городам весям; эта книга – «Мафахим Йяджибу Тусаххаха» («Понятия, подлежащие исправлению»).
Эта книга была написана, дабы утвердить определенные верования и обычаи, которые повсеместно признают мусульмане-сунниты, но которые вызывают неудовольствие адептов ваххабитской, или т.н. «салафитской» секты. Любой, кто прочитал эту книгу или хотя бы просмотрел её из любопытства, не может не заметить, что автор приложил максимум усилий, пытаясь быть деликатным с ваххабитами до такой степени, что никогда не подвергал их критике в грубой или горячной форме. Этот метод диаметрально противоположен тому, что делают некоторые люди, утверждающие будто бы они его последователи и почитатели.
Мы, конечно, говорим главным образом о великой смуте (фитне), поднятой на индийском субконтиненте еретиками-барелви. Причина, по которой мы обратили внимание на этого шейха, заключается в том, что некоторые барелви претендуют на то, чтобы называться его поклонниками или даже приверженцами. Но я надеюсь продемонстрировать достопочтенному читателю, приводя цитаты из произведений шейха Мухаммада аль-Аляви, насколько он далёк от жестокости, грубости и резкости барелвийской смуты, более того – насколько почтительно он относился к улемам Деобанда и даже к таким персонам, как Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, Ибн Теймийя и его ученик Ибн Кайим аль-Джаузи.
Основатель барелвийского течения был человеком, который стал известен благодаря своей горькой злобе и ненависти ко всем несогласным с ним в чём-либо улемам Индии. Как известно, его звали Ахмад Хан Реза, но сам он себя предпочитал называть Абдуль-Мустафой. Реза Хан достиг известности благодаря только одному: выведению людей из лона Ислама (такфир). Он настолько лихо обращался с этим понятием, что многократно в своих книгах, например, в «Хусам аль-Харамайн» утверждал: все, кто не верит в то, что Деобанди являются неверными (кяфирами) – сами становятся неверными (словно у ваххабитов)! Однако давайте теперь перейдём к конкретным цитатам и списку улемов, к которым шейх Мухаммад аль-Аляви испытывал огромное уважение и даже цитировал их в подтверждение своих взглядов.
Мы будем приводить фрагменты из переиздания книги «Мафахим», выпущенной в 1995 году фондом «Даират уль-Аукаф» (Дубаи, ОАЭ), которая предваряется вступительным словом шейха Исы ибн Абдуллаха ибн Маани.
Он написал несколько трактатов на арабском языке, но, быть может, его самая знаменитая книга послужила причиной того, что слава о его имени распространилась по всем городам весям; эта книга – «Мафахим Йяджибу Тусаххаха» («Понятия, подлежащие исправлению»).
Эта книга была написана, дабы утвердить определенные верования и обычаи, которые повсеместно признают мусульмане-сунниты, но которые вызывают неудовольствие адептов ваххабитской, или т.н. «салафитской» секты. Любой, кто прочитал эту книгу или хотя бы просмотрел её из любопытства, не может не заметить, что автор приложил максимум усилий, пытаясь быть деликатным с ваххабитами до такой степени, что никогда не подвергал их критике в грубой или горячной форме. Этот метод диаметрально противоположен тому, что делают некоторые люди, утверждающие будто бы они его последователи и почитатели.
Мы, конечно, говорим главным образом о великой смуте (фитне), поднятой на индийском субконтиненте еретиками-барелви. Причина, по которой мы обратили внимание на этого шейха, заключается в том, что некоторые барелви претендуют на то, чтобы называться его поклонниками или даже приверженцами. Но я надеюсь продемонстрировать достопочтенному читателю, приводя цитаты из произведений шейха Мухаммада аль-Аляви, насколько он далёк от жестокости, грубости и резкости барелвийской смуты, более того – насколько почтительно он относился к улемам Деобанда и даже к таким персонам, как Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, Ибн Теймийя и его ученик Ибн Кайим аль-Джаузи.
Основатель барелвийского течения был человеком, который стал известен благодаря своей горькой злобе и ненависти ко всем несогласным с ним в чём-либо улемам Индии. Как известно, его звали Ахмад Хан Реза, но сам он себя предпочитал называть Абдуль-Мустафой. Реза Хан достиг известности благодаря только одному: выведению людей из лона Ислама (такфир). Он настолько лихо обращался с этим понятием, что многократно в своих книгах, например, в «Хусам аль-Харамайн» утверждал: все, кто не верит в то, что Деобанди являются неверными (кяфирами) – сами становятся неверными (словно у ваххабитов)! Однако давайте теперь перейдём к конкретным цитатам и списку улемов, к которым шейх Мухаммад аль-Аляви испытывал огромное уважение и даже цитировал их в подтверждение своих взглядов.
Мы будем приводить фрагменты из переиздания книги «Мафахим», выпущенной в 1995 году фондом «Даират уль-Аукаф» (Дубаи, ОАЭ), которая предваряется вступительным словом шейха Исы ибн Абдуллаха ибн Маани.
Часть вторая
«Улемы Деобанда, к которым обращался шейх Мухаммад аль-Аляви аль-Малики в своей книге»
«Улемы Деобанда, к которым обращался шейх Мухаммад аль-Аляви аль-Малики в своей книге»
В самом начале «Мафахим» шейх Мухаммад аль-Аляви опубликовал похвальные высказывания многих известных улемов со всего мира, которые ознакомились с данной работой и впоследствии засвидетельствовали своё знакомство с её содержанием.
На странице 39 мы обнаруживаем такриз нижеследующего учёного-хадисоведа (мухаддиса) школы Деобанда последних времён. Шейх Мухаммад аль-Аляви представляет его так: «шайх уль-хадис уа раис аль-джамиа аль-асрафийя уа амир джамия уляма аль-ислям фи Бакистан», т.е. «шейх в науке хадиса и глава Джамиа аль-Ашрафийя, лидер общества исламских учёных Пакистана». Учёным, о котором идёт речь, был шейх Мухаммад Малик аль-Кандехдляви, и его слова подтверждались такими улемами Деобанда, как Хамид Мийях ибн Мухаммад Мийях – халифом (наместником) шейх уль-ислама Хусейна Ахмада аль-Мадани – и заместителями руководителя Абдур-Рахманом и Мухаммадом Убайдуллахом аль-Муфти.
На странице 40 приводится такриз д-ра Абдур-Раззака Искандера, директора «Джамиат уль-Улюм аль-Ислями» в городе Карачи (Пакистан) и наряду с этим заместителя ректора Института, заложенного великим учёным-хадисоведом Деобанда шейхом Мухаммадом Юсуфом аль-Банури. Шейх аль-Банури был близким другом шейха Мухаммада Захида аль-Кяусари и студентом учёного, которого и шейх Банури, и шейхи Кяусари и Абдуль-Фаттах Абу Гудда единогласно назвали Имам аль-Аср (Имамом Времени) – имама Анвара Шаха аль-Кашмири, да пребудет с ним милость Аллаха.
Даст Бог, статьи об имаме аль-Кяусари и его ученике покойном шейхе Абдуль-Фаттахе Абу Гудде, об их любви к улемам Деобанда будут подготовлены в самое ближайшее время.
На странице 41 приводится такриз главы «Маджлис аль-Уляма» Пакистана, имам-хатыба мечети «Масджид аль-Малики» в Лахоре Саййида Абдуль-Кадыра Азада.
На страницах 57-50 мы встречаем длинный такриз шейха Мухаммада Азиза ар-Рахмана аль-Хаккани аль-Хазарави, имам-хатыба мечети «Масджид ас-Сиддык аль-Акбар» в Райвалпинди (Пакистан) и халифа-наместника великого учёного-мухаддиса Деобанда шейха Мухаммада Закариййи аль-Кандехляви аль-Мадани (умер в 1982 г. н. э.). В этом же такризе на странице 57 шейх также похвалил следующих улемов: Шаха Валиуллаха Дехляви, шейха Имадуллаха аль-Макки, шейха Касима ан-Нанотви, шейха Рашида Ахмада аль-Гангохи, шейха Ашрафа Али Санави, шейха Хусейна Ахмада аль-Мадани, шейха Халиля Ахмада и своего собственного учителя шейха Закарийю Кандехляви.
Отметим, что шейх Мухаммад аль-Аляви отправил в печать эти такризы и все похвальные высказывания вышеперечисленных учёных без какой-либо критики в их адрес.
На странице 39 мы обнаруживаем такриз нижеследующего учёного-хадисоведа (мухаддиса) школы Деобанда последних времён. Шейх Мухаммад аль-Аляви представляет его так: «шайх уль-хадис уа раис аль-джамиа аль-асрафийя уа амир джамия уляма аль-ислям фи Бакистан», т.е. «шейх в науке хадиса и глава Джамиа аль-Ашрафийя, лидер общества исламских учёных Пакистана». Учёным, о котором идёт речь, был шейх Мухаммад Малик аль-Кандехдляви, и его слова подтверждались такими улемами Деобанда, как Хамид Мийях ибн Мухаммад Мийях – халифом (наместником) шейх уль-ислама Хусейна Ахмада аль-Мадани – и заместителями руководителя Абдур-Рахманом и Мухаммадом Убайдуллахом аль-Муфти.
На странице 40 приводится такриз д-ра Абдур-Раззака Искандера, директора «Джамиат уль-Улюм аль-Ислями» в городе Карачи (Пакистан) и наряду с этим заместителя ректора Института, заложенного великим учёным-хадисоведом Деобанда шейхом Мухаммадом Юсуфом аль-Банури. Шейх аль-Банури был близким другом шейха Мухаммада Захида аль-Кяусари и студентом учёного, которого и шейх Банури, и шейхи Кяусари и Абдуль-Фаттах Абу Гудда единогласно назвали Имам аль-Аср (Имамом Времени) – имама Анвара Шаха аль-Кашмири, да пребудет с ним милость Аллаха.
Даст Бог, статьи об имаме аль-Кяусари и его ученике покойном шейхе Абдуль-Фаттахе Абу Гудде, об их любви к улемам Деобанда будут подготовлены в самое ближайшее время.
На странице 41 приводится такриз главы «Маджлис аль-Уляма» Пакистана, имам-хатыба мечети «Масджид аль-Малики» в Лахоре Саййида Абдуль-Кадыра Азада.
На страницах 57-50 мы встречаем длинный такриз шейха Мухаммада Азиза ар-Рахмана аль-Хаккани аль-Хазарави, имам-хатыба мечети «Масджид ас-Сиддык аль-Акбар» в Райвалпинди (Пакистан) и халифа-наместника великого учёного-мухаддиса Деобанда шейха Мухаммада Закариййи аль-Кандехляви аль-Мадани (умер в 1982 г. н. э.). В этом же такризе на странице 57 шейх также похвалил следующих улемов: Шаха Валиуллаха Дехляви, шейха Имадуллаха аль-Макки, шейха Касима ан-Нанотви, шейха Рашида Ахмада аль-Гангохи, шейха Ашрафа Али Санави, шейха Хусейна Ахмада аль-Мадани, шейха Халиля Ахмада и своего собственного учителя шейха Закарийю Кандехляви.
Отметим, что шейх Мухаммад аль-Аляви отправил в печать эти такризы и все похвальные высказывания вышеперечисленных учёных без какой-либо критики в их адрес.
Часть третья
«Шейх Мухаммад аль-Аляви констатирует своё уважение к учёному-мухаддису Деобанда шейху Халилю Ахмаду ас-Сахранпури»
«Шейх Мухаммад аль-Аляви констатирует своё уважение к учёному-мухаддису Деобанда шейху Халилю Ахмаду ас-Сахранпури»
На 240 странице книги, в 12 строке мы наталкиваемся на такие слова шейха Мухаммада аль-Аляви: «Каля аль-алляма аль-мухаддис аль-кябир аш-шайх Халиль Ахмад ас-Сахранпури фи китаби-хи «Базль уль-Маджхуд Шарх Суннан Абу Дауд…», – что означает: «И сказал многоопытный и учёнейший в науках хадиса знаток шейх Халиль Ахмад ас-Сахранпури в своей книге «Базль уль-Маджхуд Шарх Суннан Абу Дауд»…»
Трактат «Базль уль-Маджхуд», по всей видимости, представляет собой наиболее обширный арабоязычный комментарий (шарх) на сборник «Суннан» имама Абу Дауда. Он был выпущен в 20 объёмистых томах издательством «Дар аль-Кутуб» (Бейрут, Ливан) и состоит более, чем из 7500 страниц. Это многотомное сочинение защищает большую часть юриспруденции (фикха) ханафитского мазхаба, приводя один шариатский довод (далиль) за другим, и особенно оно хорошо в устной критике, основанной на работах по науке ильм ар-риджаль. Вне всяких сомнений, это великий вклад истинных улемов (уляма-э хакк) в этом столетии и во всей истории Ислама.
Трактат «Базль уль-Маджхуд», по всей видимости, представляет собой наиболее обширный арабоязычный комментарий (шарх) на сборник «Суннан» имама Абу Дауда. Он был выпущен в 20 объёмистых томах издательством «Дар аль-Кутуб» (Бейрут, Ливан) и состоит более, чем из 7500 страниц. Это многотомное сочинение защищает большую часть юриспруденции (фикха) ханафитского мазхаба, приводя один шариатский довод (далиль) за другим, и особенно оно хорошо в устной критике, основанной на работах по науке ильм ар-риджаль. Вне всяких сомнений, это великий вклад истинных улемов (уляма-э хакк) в этом столетии и во всей истории Ислама.